Рудничане жалуются на грязную питьевую воду и требуют, чтобы ТОО «Рудненский водоканал» сделало перерасчет
Возмущенные посты в социальных сетях начали появляться на прошлой неделе, с 13 января стали поступать звонки в единую диспетчерскую службу акимата. И жители из разных концов города продолжают звонить на 109 – сейчас обращений насчитывается более 70, и требовать от руководства «Рудненского водоканала» произвести перерасчет платы за питьевую воду.
Первыми, судя по звонкам на 109, с грязной питьевой водой столкнулись жители улицы Сандригайло, 50 лет Октября, седьмого микрорайона и частного сектора в районе «Универсама». Потом их ряды пополнили обитатели домов по проспекту Комсомольскому, МЖК и старой части города. Ни одной жалобы пока не поступало от жителей 20-го микрорайона, им повезло?..
Как отметила руководитель единой диспетчерской службы акимата Инна Мезенцева, в первую очередь, о проблеме поставили в известность акима Рудного, Куандык Испергенов держит этот вопрос на ежедневном контроле. Далее к решению проблемы были подключены отдел ЖКХ и, разумеется, «Рудненский водоканал».
Мы встретились с главным инженером ТОО «Рудненский водоканал» Сергеем Кривошеевым. Он прокомментировал ситуацию с питьевой водой.
– В последнее время пошли жалобы от населения по поводу питьевой воды. Мы сразу обратили на это внимание, наши службы незамедлительно начали выяснять причины. Жалобы состоят в основном в том, что вода имеет повышенную цветность, то есть немножко она желтоватая, в каких-то районах – больше, в каких-то – меньше. Причины мы выяснили. И сейчас в этом направлении усиленно работаем. Сколько это будет продолжаться – пока сказать тяжело, но, думаю, три-четыре дня и ситуация улучшится. По сравнению с понедельником, во вторник вода стала гораздо лучше, и жалоб стало меньше. То есть люди нашу работу видят, и, думаю, оценили это, – сказал главный инженер ТОО «Рудненский водоканал».
А в чем же причина грязной воды – конкретный цвет назвать сложно, потому как в разных районах она бежит разная: где-то – желтоватая, а где-то – коричневая.
– Желтизна воды связана с теми процессами, которые происходят в стадии очистки воды. Связано это и с маловодными годами, а на протяжении нескольких лет мы наблюдаем малое количество дождей в летнее время. Наше Каратомарское водохранилище – не самое большое: при объеме в 500 миллионов кубов фактическая заполняемость составляет 250. Происходит цветение водорослей, которые в конце сезона, зимой, начинают отмирать. Процесс отмирания – довольно длительный, и сколько он будет продолжаться, никому неизвестно, в том числе и нам. В Тоболе сейчас повышена цветность, то есть дело и в исходной воде тоже, это не мы ее красим. Качество исходной воды поменялось, в частности, жесткость, солевой состав.
То, что сейчас накопилось на каком-то участке, мы все промываем, задвижки вскрываем, трубопроводы тоже промываем. Эффект есть, но не такой быстрый, как хотелось бы. Необходимо время. Поэтому жителям надо набраться терпения. Все замечания будут устранены. По всем «цветным» заявкам разбираемся отдельно по каждому факту. Потому что возможно, что где-то есть локальные причины изменения цвета воды, то есть что-то местного характера, может, труба застоялась или был порыв, – ответил Сергей Кривошеев.
Желтизна питьевой воды периодически наблюдалась в Рудном и раньше, добавляет главный инженер предприятия. Да, это было не в январе, как в этом году, а в августе, октябре или ноябре. Но она была. Плюс были замечания и по запаху холодной воды. Как и в прошлые годы, ситуация – временная, еще несколько дней и все нормализуется, заверил С.Кривошеев.
– Все процессы очистки воды, которые были запланированы на фильтровальной станции, применяются. После того, как забираем воду из Каратомар, добавляем в нее коагулянты для того, чтобы все ненужные составляющие, снижающие качество питьевой воды, выпадали в осадок. Затем эта вода фильтруется на песчаных фильтрах, и уходит в шламонакопитель. В итоге вода попадает к потребителю чистая. И в течение очистки она еще два раза хлорируется: сначала предварительно (то, что забрано из Каратомар) и потом после того, как вода прошла через отстойники, – также сказал главный инженер ТОО «Рудненский водоканал».
Что касается ремонтов водопроводных сетей, которых на балансе ТОО почти 500 километров и износ у всех довольно большой.
– Мы меняем сети. Но ремонт осуществляется исходя из средств, которые поступают от потребителей, а сейчас повсеместно наблюдается тенденция сильно не завышать тариф. С некоторых пор предприятие вернулось в коммунальную собственность города, и город нам очень хорошо помогает: техника у нас обновилась, трубы начинаем ремонтировать, это не входит в тариф, люди не несут затрат, – пояснил главный инженер «Рудненского водоканала».
Ставя точку в разговоре с журналистом, С.Кривошеев подчеркнул: по бактериологическим анализам вода безопасна для употребления, несмотря на ее не совсем приглядный внешний вид, но с этим борются. Умыться, почистить зубы, принять ванну вполне допустимо. Следовательно, перерасчета не будет.
Тем не менее, ТОО «Рудненский водоканал» рекомендует жителям в эти дни соблюдать стандартные правила при использовании питьевой воды: отстаивать и кипятить перед употреблением.
19 января с директором ТОО «Рудненский водоканал» Казбеком Шалабаевым встретились члены комиссии партийного контроля городского филиала партии «Nur Otan», депутаты городского маслихата Мурат Искаков и Кенжеш Аманова.
Казбек Шалабаев прокомментировал сложившуюся ситуацию с питьевой водой:
– Первые жалобы от населения стали поступать около десяти дней назад. По анализам мы видели, что есть отклонения по воде, они видны визуально. Пришлось увеличить количество людей, занятых ручной очисткой, промывкой. На сегодня шесть отстойников промыто. Качество воды улучшилось. Думаю, сегодня-завтра жалобы от потребителей должны прекратиться. Работу предприятия не останавливаем. Проблем много. Все это связано с финансами. Где-то, возможно, были упущения по некоторым позициям. Уже сейчас закупаем материалы, чтобы на более проблемных участках произвести ремонт. Нынешний тариф утвержден на пять лет, только в 2025 году можем его изменить.
К.Шалабаев обратил внимание депутатов на состояние дамбы Каратомарского водохранилища:
– Почему при таком объеме водохранилища мы держим всего 250 миллионов кубов? Ведь чем больше воды в водохранилище, тем лучше качество исходной воды. Предположу, что затворы, которые держат перепад воды с Каратомарского водохранилища в реку Тобол, находятся если не в аварийном, то в недостаточно надежном состоянии. В связи с таким состоянием затворов не удается набрать больший объем воды.
Депутаты поинтересовались, как функционирует фильтровальная станция.
– Поддерживается в рабочем режиме. Первая очередь была запущена в 1966 году, вторая – в 1978 году. Капремонт ни разу не проводился. Необходимо провести техобследование, сегодня обратился в Ассоциацию водоканалов Казахстана, чтобы порекомендовали соответствующую компанию. После техобследования можно будет делать финансово-экономическое обоснование или просить деньги на проектирование. Нужен капремонт. Здания станции рушатся, – пояснил директор ТОО «Рудненский водоканал».
От редакции. Перед отправкой номера в печать мы поинтересовались, какая ситуация с питьевой водой складывается у наших соседей. Заведующая лабораторией ГКП ПХО «Лисаковскгоркоммунэнерго» акимата города Лисаковска Татьяна Кочин сказала следующее:
–Знаю, что в Рудном жители жалуются на грязную воду, но с чем это связано, не могу сказать, так как не брала пробы, и не видела их результатов.
Что касается Лисаковска. Мы берем воду тоже из реки Тобол, у нас Верхнетобольское водохранилище. Уровень воды в водохранилище тоже понижается, паводков хороших не наблюдается в последние годы, и в будущем могут возникнуть проблемы, которые скажутся и на качестве воды. Но пока все в порядке, имеющихся объемов воды в водохранилище достаточно. В Лисаковске проблем с качеством питьевой воды – ее цветом или запахом – нет. Конечно, осенью, в августе, с цветением водорослей фиксируется изменение цвета воды, но незначительное, поэтому каких-то специальных мер мы не предпринимаем.
Елена ВОРОНИНА