Люди нашего города
«Я НЕ ПОЭТ И НЕ ХУДОЖНИК, А ПРОСТО ЧЕЛОВЕК»
Многие становятся поэтами в юности, стихи рождает первая влюбленность. У Владимира Труфакина другая история
К 50-летию Рудного Владимир Труфакин написал стихотворение «Седая степь под тяжестью веков», с тех пор его практически разобрали на цитаты, а в народе называют «гимном Рудного». Творческая копилка поэта насчитывает свыше 3500 стихотворений. Но мало кто знает, что Владимир Анатольевич пишет не только стихи, но и сказки и стихи для детей.
О творческом и жизненном пути рудненского автора читайте в интервью с Владимиром Труфакиным.
– Владимир Анатольевич, расскажите немного о себе.
– В Рудный наша семья приехала в 1959 году, мне было 13 лет. Учился в шестой школе. Состоял в боевой комсомольской дружине вплоть до службы в армии. Много чего было за время БКД: боролись с детской безнадзорностью, даже группа ОБХСС у нас действовала. После школы работал в предмонтажном цехе ССГОКа монтажником по электрооборудованию. Потом – армия, служил в Алма-Ате, в войсках ПВО, радист второго класса. Вернувшись, опять устроился в комбинат, а потом перешел монтажником-высотником по установке котельного оборудования на ТЭЦ, ГРЭС, работал и на нашей ТЭЦ, да весь Казахстан изъездил в командировках.
– В 1976 году ваша жизнь разделилась на «до» и «после»: получили травму позвоночника, оказались прикованным к инвалидному креслу. Какое решение тогда приняли для себя?
– Мне было 29 лет. Производственная травма. Через неделю, наверное, пришел в себя. И слышу, маме говорят: «Он проживет недели две. Вы гроб приготовили?». Подумал: «Фиг вам!». И потихоньку стал возвращаться к жизни, привыкать жить по-новому.
– Тогда и начали писать стихи?
– Да. Раньше вообще не писал. Я лежал в больнице в Челябинске, со мной палату делил один полковник, он писал стихи. И говорит мне однажды:
– Чего лежишь, дурака валяешь?
– А что делать? У меня ни рук, ни ног, вернее, они есть, но не шевелятся.
– Пиши стихи.
– Как?
– В голове.
Попробовал. Сначала, конечно, они действительно были только в голове. А потом, года через полтора только, когда уже двигалась левая рука, появились первые стихи на бумаге. Отправил их в газету. Напечатали. Впервые опубликовался в «Рудненском рабочем», тогда он назывался «Знамя Октября», потом в «Магнетите». И пошло-поехало. Мои стихи вошли в сборник рудненских поэтов. Начал печататься в журналах в Алматы, в Астане, в журнале «Нива». Журнал Гамбурга опубликовал большие подборки моих стихов.
– Получается, вы занимаетесь сочинительством больше 40 лет.
– Да, с 1980 года. Уже и не пишется. Раньше мог пять стихотворений в день написать, приходило вдохновение и все получалось. А сейчас, может, пять-шесть в год. В свое время с внуком столько сказок насочиняли, жалею, что не записал. А вообще, есть у меня три большие сказки.
– О чем ваши стихи?
– Есть сборник «Все о ней». О чем он? Не о Светлане (Светлана Гвоздева – супруга Владимира Труфакина – Примечание редакции). А о любви просто. Конечно, есть стихи о Родине, родных местах, много писал о Казахстане и Рудном. Музыку к стихам о Рудном в свое время писал Кайрат Нургазин, Валерий Липов, моя супруга Светлана.
– Рудный считаете родным городом или все же сердце ваше в поселке Черная Холуница, где родились?
– Конечно, Рудный – мой родной город.
Я живу на окраине города,
Где начало его начал.
В эту степь меня бросила молодость,
Это жизни моей причал.
– В 2012 году вы стали единственным казахстанцем – дипломантом престижного международного конкурса «Филантроп»…
– Тогда я был первым автором из Казахстана, кто принял участие в конкурсе «Филантроп». Сейчас казахстанцев там уже пять человек. Меня приглашали в Москву на церемонию награждения, пришло письмо в акимат, но здесь не помогли, а финансов на поездку у меня не было.
– Вы часто участвуете в конкурсах, публикуете свои работы на тематических Интернет-ресурсах. Зачем?
– Самоутверждение. Самовыражение. Для чего же я пишу тогда, чтобы стихи лежали в тетрадях?
– Насколько сильно на ваши произведения влияет то, что происходит вокруг – в городе, стране, мире?
– Я вне политики. Есть несколько стихов, скажем, крутых, о том, что сегодня происходит в мире, в нашем обществе, размещал их пару раз в Интернете. Мне это не интересно. Я лирик. Это видно и по моим картинам.
– К слову о картинах. Как давно появилось увлечение живописью?
– Я в детстве очень любил рисовать, а потом забросил. После травмы, как только левая рука освоилась, начал рисовать потихоньку. Сначала выжигал на фанере, а потом стал использовать краски. Если бы рисовал правой рукой, конечно, было бы лучше. Да и левая рука действует не на сто процентов, а наполовину только, в пальцах нет того ощущения.
– С годами менялась сюжетность?
– Как видите, в основном пишу пейзажи. Вначале были и портреты, но потом перестал работать карандашом, стал писать маслом.
– Что вас вдохновляет?
– Память. Не могу же выйти на пейзажи. Все по памяти, как помню, так и рисовал. И со стихами так же: что помню, о том и пишу. Много написано о родных местах – о поселке Черная Холуница, что в Кировской области России. У нас там река, пруд, лес. Пруд – километров 20 в длину и семь – в ширину. Представляете! Это как Каратомарское водохранилище, только в поселке. А вокруг – тайга, поля. Был металлургический завод, но его закрыли, потому наша семья и уехала в Казахстан, в Рудный. Отец работал сварщиком на ТЭЦ, с самого ее основания, признан лучшим сварщиком Министерства энергетики и электрификации СССР, а мама – старшим кассиром на автовокзале.
– С 2018 года Чернохолуницкая сельская библиотека с гордостью носит ваше имя. Тесно поддерживаете связь с родным поселком?
– Я уехал из поселка пацаненком, мало кто помнит там нашу семью, хотя, как оказалось, родственников – пол поселка. А несколько лет назад начал отправлять туда свои первые стихи о поселке. Там поддержали и решили познакомиться со мной. Устроили галерею с фотографиями моих картин.
– Так все-таки, Владимир Труфакин – поэт или художник?
– Ни тем, ни другим себя не считаю. Я самоучка. Так, начинающий, можно сказать. Просто человек. Стихи и живопись – отдушина для меня. В последнее время к творчеству подталкивает супруга, каждое утро спрашивает: написал что-нибудь? И она продвигает мои работы, издает сборники, пишет музыку к моим стихам. Я, конечно, обижаюсь, больше пишет на чужие стихи.
– Сколько произведений написано в сотворчестве?
– Одна опера: поставлена два раза в Рудном и два раза в Москве. И, наверное, песен пять-шесть.
– А были ли периоды, полностью лишенные творчества?
– Было, конечно, что замыкался в себе.
– Одно из ваших стихотворений начинается со слов: «Не много надо в жизни человеку…». А что, по вашему, действительно главное для каждого из нас?
– Быть человеком. Быть честным, прямым. Не люблю, когда кто-то задирает нос, мне это претит.
– Благодарю за беседу.
Блиц-опрос:
Ваша идеальная атмосфера для творчества?
– Пишу всегда ночью. Чтобы была тишина, и никто не тревожил.
Ваш любимый поэт?
– Их много. Сергей Есенин, Борис Чичибабин, Роберт Рождественский, всех не перечислить.
Ваша самая характерная черта? – На этот вопрос ответила супруга С.Гвоздева
– Покладистость.
Что больше всего цените в людях?
– Скромность и честность.
СПРАВКА «РР»:
В 2007 году Владимир Труфакин был лауреатом премии «Қазына» Костанайского Клуба меценатов.
На российском «Чудо-радио», в редакции детских программ, озвучены детские стихи и загадки Владимира Труфакина.
Елена ВОРОНИНА